Ads 468x60px

четверг, 13 ноября 2014 г.

Знаменитые 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского

Бог это не дедушка-чародей на небе и не разумное осознающее себя существо, которое наблюдает и двигает нами как куклами. Так никогда не думали наши предки в Древнем Мире и, в так называемом,Темном Средневековье. 
Бог - это Закон Бытия.

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, часть I трактата «Сумма теологии». 

1. Доказательство через движение
«
Первый и наиболее очевидный путь исходит из движения (Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus). Несомненно и подтверждается чувствами, что в мире имеется нечто движимое. Но все, что движимо, движимо чем-то иным. Ибо все, что движется, движется только потому, что находится в потенции к тому, к чему оно движется, а движет нечто постольку, поскольку оно актуально. Ведь движение есть не что иное, кроме как перевод чего-либо из потенции в акт. Но нечто может быть переведено из потенции в акт только неким актуальным сущим. <...> Но невозможно, чтобы одно и то же в отношении одного и того же было одновременно и потенциально, и актуально; оно может быть таковым только в отношении различного. <...> Следовательно, невозможно, чтобы нечто в одном отношении и одним и тем же образом было движущим и движимым, т.е. чтобы оно двигало само себя. Следовательно, все, что движется, должно быть движимо чем-то иным. А если то, благодаря чему нечто движется, [также] движимо, то и оно должно быть движимо чем-то иным, и то иное, [в свою очередь, тоже]. Но так не может продолжаться до бесконечности, поскольку тогда не было бы первого движущего, а следовательно, и какого-либо иного движущего, поскольку вторичные движущие движут лишь постольку, поскольку движимы первым движущим. <...> Следовательно, мы должны необходимо прийти к некоему первому движущему, которое не движимо ничем, а под ним все разумеют Бога (Ergo necesse est deventire ad aliquod primum movens, quod a nullo movetur, et hoc omnes intelligunt Deum).
»
2. Доказательство через производящую причину
«
Второй путь исходит из смыслового содержания действующей причины (Secunda via est ex ratione causae efficientis). В чувственно воспринимаемых вещах мы обнаруживаем порядок действующих причин, но мы не находим того (да это и невозможно), чтобы нечто было действующей причиной в отношении самого себя, поскольку в этом случае оно предшествовало бы себе, что невозможно. Но невозможно и то, чтобы [порядок] действующих причин уход в бесконечность. Поскольку во всех упорядоченных [друг относительно друга] действующих причинах первое есть причина среднего, а среднее - причина последнего (неважно, одно это среднее или их много). Но при устранении причины, устраняется и ее следствие. Следовательно, если в [порядке] действующих причин не будет первого, не будет последнего и среднего. Но если [порядок] действующих причин уходит в бесконечность, то не будет первой действующей причины, а потому не будет и последнего следствия и средней действующей причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо допускать некую первую действующую причину, которую все называют Богом (Ergo est necesse ponere aliquam causam efficientem primam, quam omnes Deum nominant).
»
3. Доказательство через необходимость
«
Третий путь исходит из [смыслового содержания] возможного и необходимого (Tertia via est sumpta ex possibili et necessario). Мы обнаруживаем среди вещей некие такие, которые могут как быть, так и не быть, поскольку мы обнаруживаем, что нечто возникает и разрушается, и, следовательно, может как быть, так и не быть. Но невозможно, чтобы все, что является таковым, было всегда, поскольку то, что может не быть, иногда не есть. Если, следовательно, все может не быть, то когда-то в реальности не было ничего. Но если это истинно, то и сейчас не было бы ничего, поскольку то, чего нет, начинает быть только благодаря тому, что есть; если, следовательно, ничего сущего не было, то невозможно, чтобы нечто начало быть, а потому и сейчас не было бы ничего, что очевидным образом ложно. Следовательно, не все сущие являются возможными, но в реальности должно существовать нечто необходимое. Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Но невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уход в бесконечность, как это невозможно в случае действующих причин, что уже доказано. Следовательно, необходимо полагать нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости прочего. И таковое все называют Богом (Ergo necesse est ponere aliquid quod sit per se necessarium, non habens causam necessitatis aliunde, sed quod est causa necessitatis aliis, quod omnes dicunt Deum).
»
4. Доказательство от степеней бытия
«
Четвертый путь исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах (Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur). Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и т.д. Но «более» и «менее» сказывается о различных [вещах] в соответствии с их различной степенью приближения к тому, что является наибольшим. <...> Следовательно, существует нечто наиболее истинное, наилучшее и благороднейшее и, следовательно, в высшей степени сущее <...>. Но то, что называется наибольшим в определенном роде, есть причина всего того, что относится к этому роду. <...> Следовательно, существует нечто, являющееся причиной бытия всех сущих, а также их благости и всяческого совершенства. И таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid quod omnibus entibus est causa esse, et bonitatis, et cuiuslibet perfectionis, et hoc dicimus Deum).
»
5. Доказательство через целевую причину
«
Пятый путь исходит из управления вещами [универсума] (Quintia via sumitur ex gubernatione rerum). Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим <...>. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid intelligens, a quo omnes res naturales ordinatur ad finem, et hoc dicimus Deus).

Как видим в доказательствах объективности Бога-Творца , которые были изложены и приняты научным сообществом, именно научным поскольку наука в то время еще находилась в рамках церкви, намек на персонификацию  Бога содержится только в пятом доказательстве, но причиной этому явилась  не ошибка ученного.  Концепция рождающейся и развивающейся Вселенной закономерно приводит науку к проблеме Замысла, поскольку развитие предполагает некоторую конечную цель. Отсюда Фома Аквинский и выдвинул свое пятое  доказательство о том, что Бог это нечто разумное, что управляет всем в мире, направляя все для достижения тех целей, для которых оно предназначено. Согласно выводу, который делает Фома Аквинский, Бог хоть и обладает способностью познавать и мыслить, но из этого не следует, что Он является существом подобно человеку или животному. Ошибка современных толкователей Библии заключается в том, что они исходят из того, что в Священных Писаниях под разумом подразумевается свойство психики, которым наделен человек. Но составители Библии использовали в своих текстах понятие более широкое, чем разум живого существа. Это хорошо видно на примере  первого стиха Евангелия от Иоанна Ин 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Это Евангелие изначально писалось на греческом языке, и для точности передачи смысла, Иоанн выбирает греческое слово «Логос». Это понятие, помимо значения «слово», также означает «разум» и «рациональный». Может ли свойство разумности, рациональности распространяться за пределы привычных для нас представлений о живой природе? Определенно ясно одно - устройство Вселенной рационально. И именно на этот факт указывает наделение древними Бога-Творца разумностью, а не представление о Нем, как о сверхъестественном живом существе.

Главным  же свойством  Бога-Творца, которое неизменно прошло через всю историю познания человеком  окружающего Мира, является то, что Бог является действующей Первопричиной всего во  Вселенной и последним Следствием  Откр. 22:13. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Это то, благодаря чему Вселенная и все что в ней существует и взаимодействует между собой, являясь частями одного единого целого.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Sample text

Sample Text

Sample Text

 
Blogger Templates