Ads 468x60px

понедельник, 26 января 2015 г.

Как правильно читать Библию: ГИКСОСЫ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ИОСИФА

Библейские истории о приходе потомков Авраама в Египет и история их проживания там, вызывает много споров в среде профессиональных историков и является объектом для спекуляций в популярной истории и культуре в целом.
Попробуем разобраться,  что же на самом деле тогда происходило. Рассмотрим известные истории научные факты, параллельно накладывая на  них библейский сюжет.
Что нам известно об этом периоде?
С проникновением в Египет предков иудеев историки связывают вторжение в Египет племен, так называемых, гиксосов. Они представляли собой  разные племена, а имя "гиксосы" им дал египетский жрец Манефон, живший в III в до н.э.. Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник».  Предвзятое отношение Манефона к этому периоду истории Египта выдает негативный оттенок сочетания слов "пастух" и "царь" , которое он придумал для того что бы назвать им вождей кочевых племен , сыгравших значительную роль в истории Древнего Египта.
Неудивительно, что  легенда  Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет была опровергнута археологами.  Вторжения не было. В  XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила, становясь подданными Египетского Царства  Быт  47: 3. И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.4. И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.5. И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;6. земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.  Не случайным является и принадлежность тестя Иосифа к культу Ра – Бога-Творца в древнеегипетской  философии Быт 46: 20. И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Город Гелиополь, или как он назван в Библии Илиополь, был центром поклонения богу Солнца Ра. Это указывает, что в тот период Бог-Создатель Ра играл в политической жизни Египта верховную роль. В дальнейшей истории  Египта власть Ра осуществлялась через богов-посредников Осириса и Гора. Этот факт дает нам ценную информацию о политическом режиме, действовавшем в Египте в то время - Верховенство Морали.
Это подтверждает социально-политическое устройство в Египте имевшее место быть  в период Среднего Царства  2040-1650 гг. до н.э. и во Второй переходный период  1650-1552 гг до н.э. С этим устройством напрямую связанна политическая реформа Иосифа , которая согласно Библии заключалась в том, что  египтяне в период голода получали зерно из государственных запасов взамен на свою собственность и личную свободу Быт 47: 13. §И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.14. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.15. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?16. Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.17. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.18. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;19. для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.20. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
Несмотря на то, что вся собственность египтян и их дущи принадлежали теперь фараону, тем не менее, земля и скот, которые они продали за хлеб, остались  при них и, более того, они бесплатно получили зерно что-бы засеять свои поля Быт 47: 23. И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;24. когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим.25. Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. В чем же смысл был этой странной торговли, если единственным условием ее был 20% налог на зерно, который люди и так платили ранее, что бы пережить голод?
В Древнем Мире основой трудовых отношений было рабство. В Египте  III-II тыс до н.э. защита Прав Человека обеспечивалась тем, что в египетском праве этого периода  вообще не было понятия "свободный человек". Основой основ древнеегипетского общества были ḥmww njswt — «царские хемуу». Эта категория населения являлась основной в древнеегипетской социальной структуре. Царские хемуу в эпоху Среднего царства (эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1640 гг до н. э.) охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. По достижении определённого возраста, они распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали не только в царских и храмовых хозяйствах, но и в частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. Женщины этого же слоя (ḥmwt) были садовницами, пряхами, служанками. На Мюнхенской и некоторых других стелах царские хемуу называются «собственностью», принадлежащей частному лицу. Однако хемуу являлись «рабами» не своего непосредственного господина, а «рабами царя», и только в таком качестве могли быть собственностью (в древнеегипетском понимании) частных лиц. Смысл политической реформы Иосифа заключался в том , что  она расширяла категорию «царские хемуу» на все население Египта, кроме жреческой касты Быт 47: 22. Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. Такой юридический статус людей  автоматически исключал произвол по отношению к ним со стороны рабовладельцев, поскольку каждый человек являлся собственностью только фараона, одновременно предоставляя социальные гарантии со стороны государства. Подобный высокий уровень защиты Прав Человека возможен только при условии Верховенства Морали, источником и символом которой является Бог-Творец. По этой причине  библейский факт о том, что тесть Иосифа был жрецом Бога Ра, является важным историческим свидетельством, указывающим на социально-политическое устройство египетского общества и ту  политику, которую проводил Иосиф.
Однако в середине ХVII в. до н.э. политический режим по неизвестной нам причине изменился: эксплуатация некоторых слоев населения усилилась, в частности не коренного населения Египта Исх 1: 8. §И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас.... Ограничение прав покоренных народов или пришельцев являлось частой практикой в государствах Древнего Мира, а в Индии такая каста бесправных сохранилась вплоть до 20 века н.э. – Неприкасаемые.
В результате это  привело к гражданской войне, о которой писал египетский жрец Манефон, и образования государства гиксосов со столицей в Аварисе. По всей видимости Десять казней египетских относятся к этой столетней войне. Что означают некоторые из этих казней уже трудно определить, например, "гром, молнии и огненный град", другие же не вызывают никаких сомнений, как, например, нашествие саранчи и мор скота. Но первая казнь - «наказание кровью» - означает начало гражданской войны, а последняя казнь - «смерть первенцев» - казнь наследников египетской знати, которые находились в заложниках. Все общества тех времен имели кастовую социальную структуру,  и уничтожение наследников означало прерывание  наследования законной власти, что наносило серьезный ущерб политической стабильности внутри общества.
 В этом контексте, кстати, и следует понимать все упоминания в Библии об уничтожении "всех" жителей того или иного города или представителей  народа. Речь идет не о национальном геноциде, а  только о кастовом. Это означает, что  в Аварисе находились заложники из числа наследников египетской знати западных, зависимых от Авариса, номов (городов-государств) и возможно части номов Верхнего Нила. Эти наследники и были убиты либо за восстание их родственников, либо за отказ их родственников  в военной помощи царю Аварису.

Но вернемся к войне. В конце концов, в войне одержали вверх сторонники нового политического режима, сутью которого было ограничение Прав Человека для некоторых слоев населения, включая те народы, которые Манефон назвал гиксосами. Подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с царями Авариса. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Ему помешало восстание вспыхнувшее  в Верхнем Египте. Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны). Так начался  Исход.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Sample text

Sample Text

Sample Text

 
Blogger Templates