Первое, что бросается в глаза в
евангелиях это родословное древо Иисуса
Христа. В Евангелие от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама. В
Евангелии от Луки родословная ведется в обратном порядке от Иосифа, отца
Иисуса, до Адама и Бога. Каким образом
Иосифу , простому плотнику, была известна
родословная его рода вплоть до Адама - первого человека ? Это не единственная
странность этих родословных. В родословной в Евангелии от Матфея упоминаются
четыре женщины: Руфь, Рахава, Фамарь и
Урия. Причем все не израильтянки. Для
традиционных еврейских родословных это нонсенс:
упоминать женщин в родословии было не принято. В те времена такие
родословные, будь они родословными
человека, не были бы никем восприняты всерьез. Этот факт указывает на то, что апостолы
Матфей и Лука писали родословную не человека Иисуса. В чем же тогда смысл таких родословных? Через родословную, состоящую
исключительно из праведников,
подчеркивается праведная природа
учения Иисуса. Но не только. Апостол Матфей , включив в родословную
Иисуса женщин не израильского происхождения, хотел этим подчеркнуть , что
учение Иисуса является достоянием всех народов Мк 16:15 И
сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Подтверждением этому является и то, что
Матфей начинает родословную от Авраама, чье имя означает «отец народов» или «отец многих». Лука , с той же целью, довел родословную
до Бога, как первопричины существования
мира, тем самым одновременно подчеркнув естественную природу Морали и связь с ней учения о Спасении.
Характерной особенностью монотеизма, в отличие от язычества,
является то, что воля Бога стоит выше воли людей. В язычестве жертвоприношения
проводились с целью предсказания воли богов или влияния на богов. Это то, о чем писал Аристотель в своем
труде «Политика» разд 1. п 7. : "И о богах говорят, что они состоят под
властью царя, потому что люди - отчасти еще и теперь, а отчасти и в древнейшие
времена, управлялись царями и , также как люди уподобляют внешний вид богов
своему виду, так точно они распространили это представление и на образ жизни
богов". В монотеизме этого нет. Все библейские пророчества основаны не на гаданиях или управлении волей
Бога, а на знании естественных закономерностей Бытия. С точки зрения Иудаизма
понятия Бог и объективная реальность синонимичны, но Бог отражает саму причину
реальности и поэтому имя его Иегова означает «Сущий» - Существующий ,
Настоящий, Истинный. Исх
3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий, значение чего раскрывается и в Откр 1:4
Который есть был и грядет. Таким образом, ведение родословной к Богу указывает на
соответствие учения Иисуса законам объективной реальности, установленным Богом-Творцом.
Из всех апостолов наиболее кратко и лаконично выразил это
Марк Мк 1: 1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,2. как
написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который
приготовит путь Твой пред Тобою. Понятие Сын
Божий и указывает на
соответствие учения Иисуса объективным закономерностям, параллельно показывая связь между Спасением и
Верховенством Морали, через образ сына,
который обеспечивает приход своего отца.
То, что ЗДЕСЬ описывается не биография и личность
Иисуса-человека, а история и сущность его учения подтверждает и апостол Иоанн,
только выбрал он для этого несколько иной способ, чем его соратники. В первой главе своего Евангелия Ин 1: 1. §В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог, он отсылает
слушателя к первой строке книги
Бытия Бт.1:1 В начале сотворил Бог небо и
землю, подчеркивая прямую «родословную» связь между происхождением мира и учением Иисуса. Стоит отметить , что Евангелие от Иоанна
было ориентированно, также на не иудеев, которые не знали Ветхого Завета. Оно писалось на греческом и в Ин 1: 1. §В начале было Слово, звучит , как Ин
1: 1. §В начале был Логос, что на греческом значит не только
«слово» , но и «разум» или «рациональный».
Иоанн, во вступлении к Евангелию Ин 1:18, знакомит слушателя
с базовыми положениями Ветхого
Завета, Евангелия и фундаментальными
взаимосвязями между ними. Иоанн Златоуст так выразился о Евангелии от Иоанна: «
Оно подобно водоему, который может перейти ребенок и в котором может плавать
слон».
Иоанн, отсылая читателя к Ветхому Завету, указывает на единство между Десятью
Заповедями , записанными Моисеем, и учением Иисуса: Ин 1:17. ибо
закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Он пишет об Иисусе Ин 1: 11. Пришел к своим, и свои Его не
приняли.12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть
чадами Божиими, то есть – дал возможность восстановить закон
Десяти Заповедей. Моисей тоже, с Десятью Заповедями, пришел к своим, которые
отлили Золотого Тельца, но были и такие, которые приняли его и получили
возможность жить по Закону Морали, создав впоследствии одну из самых
продвинутых цивилизаций Древнего Мира. В
многочисленных параллелях с Ветхим Заветом, используя язык аллегорий и
сравнений Свет и Тьма , Слово и Плоть, Жизнь и Свет, Иоанн раскрывает перед читателем все грани и связи Закона Божьего и
Спасителя Ин 1:5. §И свет
во тьме светит, и тьма не объяла его.
Важность таких родословных и, так называемого, непорочного зачатия снимали все вопросы,
связанные с любыми возможными подозрениями, а подозрения были, на что указывает
Ин
1: 46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?
Иудея в те времена была самым неспокойным регионом во всей
Римской Империи. По свидетельству римских историков и вельмож не было в империи
другой страны со столь сильными антиримскими настроениями. Иудею сотрясали
восстания и «мессии» приходили один за другим.
Стоит отметить, что Иисус был не единственным человеком, объявившим себя мессией. О двух его предшественниках говорится в
Деяниях Апостолов устами фарисея
Гамалиила, очень уважаемого в иудейской традиции мудреца. Когда в синедрионе
первосвященники и фарисеи держали совет , что делать с арестованными апостолами,
которые проповедовали Иисуса Христа он встал на их защиту , обосновав ее таким
аргументом Деян . 5: 36. Ибо
незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему
пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались
его, рассеялись и исчезли.37. После него во время переписи явился Иуда
Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые
слушались его, рассыпались. 38. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это
предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,
Самым известным лжемессией в
иудейской истории, является пожалуй Шимон Бен-Косиба, по прозвищу Бар-Кохба – «сын звезды», который возглавил
антиримское восстание 131-135 гг., был поддержан известным рабби Акивой с его
ученикми, и добился успеха освободив
Иерусалим и весь Израиль. Он был объявлен царем и начал чеканить свою монету,
на которой была изображена звезда. Однако в 135 году восстание потерпело
сокрушительное поражение и его последствия были губительны для народа Израиля.
Таким образом, Святые апостолы, в своих Евангелиях, описывают Иисуса не как обычного человека,
а сущностно. Сущностью же Иисуса было
его учение, которое он нес людям и конечно его жертва, но это будет в другой сказке.
0 коммент.:
Отправить комментарий