Насколько все монотеистические учения похожи легко продемонстрировать по заповеди « Люби ближнего своего, как самого себя». Эта заповедь, которую еще называют «Золотым правилом», исходит из базовых для монотеизма представлений о мироздании, и лежит в основе любого монотеистического Права.
Иудаизм и Христианство не единственные религии, закон которых опирается на эту Заповедь. В эпосе «Махабхарата», призывая каурава Дхритараштру быть справедливым
к своим соперникам-пандавам, первый
министр и великий мудрец Видура говорит (V.39.57) : "Пусть [человек] не
причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма -
прочее проистекает от желания". Те
же слова с незначительными, не меняющими смысла вариациями встречаются в
"Махабхарате" и ниже. Так, в XII книге поэмы, в
"Мокшадхарме" ("Учении об освобождении" - XII.175-367),
мудрец Бхишма (общий наставник кауравов и пандавов), поучающий Юдхиштхиру,
провозглашает тот же принцип, говоря о добродетели (dharma) и взаимности
человеческих поступков (XII.260.15 сл.): не причинивший другому зла также и сам
не ожидает зла от ближних; злодей же ждет зла и от других. "Что самому
неприятно, пусть не делает и другим людям". «Кто для себя хочет жизни, как
может убить другого?" (XII.260.21-22) . Несколькими главами ниже Бхишма
перефразирует ту же мысль: "Со всеми существами, как с самим собой, должен
обходиться мудрый" (XII.277.10). И еще дальше, в следующей части поэмы
Anusasana ("Наставление" - XIII) изречение Видуры снова звучит - на
этот раз из уст самого Брихиспати, ведийского божества, почитавшегося мудрым
наставником богов (XII.114.8).
Заповедь
"Махабхараты" повторяется и в других трактатах: Бходжи по поэтике (Sarasvati-Kanthabharana
I.116), в поучениях Чанакьи (Canakyaraja-niti-sastra, I.7), в ряде популярных
сборников изречений, составленных в средневековой Индии (жанр
subhasita-samgraha)(10) - в антологиях Валлабхадевы (Subhasitavali, 2950),
Шарнгадхары (Sarngadhara-paddhati, 670, где она, кстати, и приписывается
мудрецу Вьясе, легендарному автору "Махабхараты"), в собрании
изречений Вьясы (Vyasa-subhasita-samgraha, 17), в "Суктиратнахаре"
(Sukti-ratnahara, 9.1) и др. То же правило вошло и в буддийскую традицию. Так,
в одном из сборников джатак (рассказов о прежних рождениях Будды),
"Гирлянде джатак" Арья Шуры (ок. IV в. н.э.), Будда в образе
сказочного восьминогого оленя (sarabha) спасает от смертельной опасности
некоего царя, а затем побуждает его отказаться от жестокого обычая охоты:
"Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятного ища и отстраняя
неприятное. Поэтому, что нежелательно тебе, то и другим ты делать не
старайся!" (Jatakamala, XXV.26). Те же мысли - у Шантидевы (ок. VII
в.н.э.) в "Бодхичарьяватаре" (Bodhicaryavata-ra - "Вступление на
путь просветленной жизни", VIII, 90 сл.): совет размышлять о тождестве
людей, о сходстве их радостей и печалей, о долге беречь ближнего, как самого
себя.
Сходное
умонастроение присуще и джайнизму. В одной из книг джайнского канона,
"Сутракританге" - "Наставлении в достижении праведности",
созданной, вероятно, ок. IV-III вв. до н.э., в главе "О
сосредоточенности" (samahi) говорится, что просветленный (arhat)
"должен обращаться со всеми существами так, как он сам хотел бы, чтобы
обращались с ним" (Sutrakrtanga, I.10.3); та же заповедь повторяется и в
следующей главе (I.11.34). В другом сравнительно позднем тексте -
"Йогашастре" Хемачандры (XII в.) - звучит тот же призыв:
прочувствовать счастье и несчастье, приятное и неприятное, постигающее всех
существ, и не причинять другому того, что мучительно самому (Yogasastra,
II.20). Можно заметить, что текст этот почитается одним из самых авторитетных -
его первые четыре главы составляют ежедневное чтение джайнского монаха.
Такова
же заповедь Конфуция (551-479 гг ), по-видимому, записанная его учениками и
зафиксированная в трактате "Луньюй" ("Беседы и
рассуждения", 15.23): ученик "Цзы-гун спросил: "Можно ли всю
жизнь руководствоваться одним
словом?" Учитель ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим
того, чего не желаешь себе". Слова эти неоднократно повторяются в
"Луньюй" (ср. 12.2 и др.) и в других, более поздних конфуцианских
текстах ("Ли цзи", "Чжуньюн" и др.). Соответствующий
принцип, обозначаемый словом "жень" ("человечность",
"любовь к людям"), выступает здесь как необходимое условие социальной
гармонии. Мы видим, что и Конфуций усматривал в этой формуле наиболее
лаконичное и пригодное для внушения общее этическое правило. Следует иметь в
виду, что "Луньюй" на протяжении тысячелетий был едва ли не самым
авторитетным трактатом в Китае. Его поучения заучивались наизусть с детства и
руководили человеком в течение всей жизни, во многом определяя духовный облик
страны. Близкие по смыслу положения, призывающие смотреть на ближнего, как на
самого себя, отвечать на зло добром и т.п., встречаются и в других
этико-религиозных учениях Китая - у Мо-цзы (479-381) и моистов, в даосизме
("Даодэцзин", IV - III вв/ до н.э.)..
Еще
одна традиция "Золотого правила" прослеживается на переднем Востоке -
в ассиро-вавилонской повести об Ахикаре, созданной, возможно, около VII в. до
н.э. и известной в ряде обработок - сирийской, эфиопской и арабской. Ее
фрагмент на арамейском языке включает поучения мудреца Ахикара: "Сын, что
кажется тебе плохим, ты не должен также делать своим товарищам". Среди
иных традиций – зороастрийская и исламская.
Условия
для проповеди у Иоанна и Луки были иные.
Они проповедовали Евангелие и Закон Божий в государствах, где на протяжении
всей истории существования государственности господствовало исключительно
языческое мировоззрение. Такими были регионы северного побережья Средиземного
Моря: Балканы, Апеннины и страны между ними.
Эллинская
культура не знала "священных книг", подобных по своей функции текстам
Востока, и "Золотое правило" представлено в ней только "светскими"
жанрами. Здесь оно встречается у Гомера ("Одиссея", V.1888-189), у
Фалеса и Питтака, принадлежащих к числу "семи мудрецов", традиционно
чтимых в античном мире. Его приводят Геродот в своей "Истории"
(III.142), ораторы Лисий (XXV.20), Исократ ("Никокл", 61;
"Панегерик", 81). По свидетельству Диогена Лаэрция
("Жизнеописания знаменитых философов", V.21), теми же словами ответил
Аристотель, спрошенный, как общаться с друзьями. В традиции стоиков мы снова
встречаем тот же совет у Эпиктета (не желать другому того, чего не желаешь и
себе). Известны и свидетельства из римской латиноязычной литературы - у Сенеки
("О благодеяниях", II.1; "О гневе", III.12), Авсония и др.
Согласно Элию Лампридию, одному из авторов сборника "Жизнеописания
августов" (XVIII.51.7-8), слова эти часто повторял император Александр
Север (222-235) - он услышал их "от каких-то иудеев или христиан" и
"так любил это изречение, что приказал написать его в палатинском дворце и
в общеизвестных сооружениях". Напомним читателю, что именно за наставление
своих учеников в духе «Золотого правила» и за критику политики властей, был судим
и приговорен к смерти Сократ. Греческая античная светская философия родилась,
как оппозиция языческой государственной идеологии. И что очень важно, именно в
ней были заложены первые кирпичики в создание Научного метода – Аристотелем
были заложены основы научной терминологии.
Любое языческое мировоззрение не может включать в
себя «Золотое правило», поскольку является полной противоположностью той политики, которую оно обслуживает. В Позднем Средневековье, Католическая церковь и светские власти открыто стали на путь строительства языческой государственности и этот период известен в истории под названием эпохи Возрождения и Просвещения. Однако, долгое время Католическая церковь формально оставалась христианской. И вот спустя 500 лет этот процесс достиг своей кульминации. В феврале 2014 года Папа Франциск в своем обращении к делегатам Съезда служителей харизматических и пятидесятнических церквей отменил Десять Заповедей, и изменил «Золотое Правило», сформулировав его иначе: "Люби ближнего своего, потому что они брат твой и сестра."
Но суть "Золотого правила" , как раз в том, что любить ближнего нужно не за что-то. Суть его в том, что она указывает как нужно любить ближнего – «любить , как самого себя», «не желать другому того, чего себе не желаешь» и т.д. и т.п. Это обращение последнего католического Папы (а он таким и будет) действительно важный исторический момент, который войдет в историю человечества наравне с такими знаковыми событиями, как казнь Иисуса Христа и Первый Никейский собор. Католическая церковь с этого момента официально отреклась от христианства, лишив первейшую заповедь "Люби Бога" конкретики, поскольку почитание Бога без соблюдения Его Закона , сформулированного в «Золотом правиле» и раскрытом в Десяти Заповедях, невозможно. Теперь "Люби Бога " в католической церкви превратилось в банальное идолопоклонство.
0 коммент.:
Отправить комментарий