Ads 468x60px

четверг, 22 января 2015 г.

Как правильно читать Библию: ЧТО ТАКОЕ РАБСТВО?

Для того что бы правильно понимать тексты Священного Писания необходимо знать историческую действительность времен Авраама, пророков и Иисуса, важнейшей составляющей которой было рабство. Вокруг рабства, как социального института, много мифов. 

Со  словом раб, у современного человека, ассоциируется абсолютное беспросветное бесправие. Такой образ рабство приобрело, главным образом, вследствие не законного, с точки зрения современного законодательства, статуса. Еще со школы всем известно определение раба  данное  римским философом Варроном, согласно которому  раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Конечно современная идеология, превознося совершенство современной социально-экономической системы, а значит и современной системы трудовых отношений, представляет раба, как личность, которая не имеет никакой защищенности со стороны государства. Но если немного тщательнее взглянуть в прошлое, то окажется, что представление современного человека о рабстве, как о системе трудовых отношений, во многом ошибочное.
Раб действительно не являлся субъектом права. Но быть субъектом права и иметь правовую защиту это понятия не тождественные, как нам внушили это еще со школы.  В современной правовой системе природные ресурсы, памятники архитектуры и многое другое является объектом Права и пользуется при этом защитой со стороны государства. Отличие субъекта Права от объекта Права заключается в том, что права субъекта  в отличие от объекта не защищаются и не реализовываются до тех пор, пока сам субъект не инициирует реализацию и защиту  своих прав. Раб, с точки зрения правовой системы государств Древнего Мира, являлся объектом Права, и государство защищало его от произвола господина, независимо от наличия инициативы со стороны самого раба, обеспечивая ему определенный прожиточный уровень и условия жизни. Для того, что бы доказать это рассмотрим суть института рабства как социально-экономического явления и его историю в целом.
Рабство это одна из форм трудовых отношений, а в Древнем Мире это была основная форма трудовых отношений, также  как  сегодня вольнонаемный труд.
Связанно это с особенностями ведения  хозяйства того времени. Первые государства возникли в бассейнах больших рек Передней Азии и Северной Африки, на землях обильно орошаемыми либо водами рек, либо дождями. Мягкие почвы этих долин позволяли обрабатывать их примитивными каменными и медными орудиями труда. Но пригодными для обработки были только узкие участки вдоль береговой линии рек, либо на склонах холмов и в заболоченных низинах. Растущее население требовало большего количества ресурсов, и добыть его, при том уровне технологий, можно было, только увеличив площадь орошаемых дождями и реками земель. Достичь этого можно было только строительством ирригационных систем. Они обеспечивали доставку речной воды на участки земель, находящиеся далеко от береговой линии или отвод  избытка  воды с заболоченных площадей, делая их пригодными для  земледелия, и постройки по склонам пологих холмов и гор  насыпей для задержки дождевых вод, которыми и сейчас используют земледельцы в Палестине. Именно поэтому в 4 тыс до н.э. древнейшие государственные образования возникли на землях благоприятных для земледелия. В Старом Свете это долины рек  Инд и Ганг, Хуанхе и Янцзы, Тигр и Евфрат, Нил и Иордан в Палестине; в Новом Свете это Северные Анды и полуостров Юкатан, где возможность земледелия обеспечивали обильные дожди. Но реализация таких строительных проектов требовала большого количества рабочей силы, которой племя не имело. Таким образом, рабы в Древнем Мире были не просто рабочей силой, а  тем стратегическим ресурсом, который обеспечивал экономическое, а значит и военное могущество всего племени. Впоследствии, использование труда рабов распространилось на все сферы жизни общества вплоть до организации досуга и даже управления государством, как это можно увидеть на примере Римской Империи.
Единственным же способом иметь достаточное для этого количество рабочих было порабощение соседних племен и народов. Эту задачу наиболее эффективно могла решить только государственная система, прототипом которой были племенные союзы, создаваемые с целью захвата новых рабов и защиты от соседей. В Древнем Мире главной целью войн являлась добыча рабов.  Но война была не только очень дорогим мероприятием, но и чрезвычайно рискованным. В случае неудачной военной кампании  победитель, в лучшем случае для побежденной стороны, опустошал приграничные районы, уводя людей в рабство на свою территорию.
Эта особенность регулирования рынка труда делало  государство заинтересованным, что бы  рабовладельцы бережно относились к рабам. Организовывать частые дорогостоящие и рискованные военные кампании для пополнения рынка труда необходимым количеством рабочей силы вследствие  произвола рабовладельцев было непозволительной роскошью для государства. Этот факт вынуждал государство обеспечивать оптимальный уровень защиты здоровья и жизни рабов, точно также как в современных государствах на правовом уровне определяют минимальный прожиточный уровень и безопасность труда вольнонаемной рабочей силы.  Для этого государство использовало  экономические и правовые рычаги воздействия.
К экономическим рычагам относится монополия государства на добычу  рабов военным способом, оптовую торговлю рабами и очень высокое налогообложение мелкооптовой и розничной торговли рабами. Это делало рабов очень дорогим товаром. Вследствие высокой стоимости рабов, рабовладельцам было невыгодно  плохо содержать рабов и изнурять их трудом, поскольку тогда рабы хуже работали, болели чаще, а соответственно и возрастала смертность, что вело к дополнительным затратам для пополнения необходимого количества рабочей силы. Для того, что бы представить себе реальную стоимость рабов в то время рассмотрим список цен в греческих полисах в IV-V веках до н.э. – в период высшего расцвета полисного греческого устройства. Это период истории, когда  в  результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.), происходит возвышение греческих городов-государств, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами):


Плата за вырезку на камне народных постановлений и других государственных документов: от 10 до 60 драхм, смотря по величине документа
Плата архитекторам: 2—4 драхмы в день
Путевые издержки послов : 2—3 драхмы в день
Плата квалифицированному строителю: 1—2 драхмы в день
Плата учителям : более 1 драхмы в день
Плата всаднику: 1 драхма в день, включая содержание коня
Плата рядового гоплита: 5—6 оболов в день (6 оболов = 1 драхме)
Плата матросам: 3—4 обола в день
Плата рабам на строительстве: 2—3 обола в день
Книга: 100 мин за 3 книги Пифагора (Диоген Лаэртский) (1 мина=100 драхм)
Хороший дом в Афинах: 30 мин (стоимость дома отца Демосфена)
Красивая танцовщица-наложница: 20—30 мин
Образованный раб: до 5 мин
Раб-ремесленник: 3—4 мины
Лошадь: 3—12 мин
Простой раб: 2 мины в среднем (200 драхм)
Хороший плащ: 10—20 драхм
Сандалии: 6—8 драхм
Теленок: 5 драхм
Овца: 2 драхмы
Посещение борделя: 2—6 оболов, плата за вход и подарок жрице любви
Театр: 2 обола за место
1 кг пшеницы: меньше 1 обола
1 л вина: 1/2 обола за дешевое фракийское

Обратим внимание на некоторые  пункты в списке.  Стоимость простого раба, то есть раба без особых трудовых навыков или знаний, равняется стоимости стада овец в 100 голов или стада телят 40 голов. Стоимость красивой танцовщицы-наложницы (читай рабыни) равна стоимости хорошего дома в одном из самых престижных городов Эллады того времени. Трудно чинить произвол и расточительно обходится со столь дорогим имуществом. Господин, который не ценит такое дорогое имущество, быстро разорялся.
Стоит также отметить, что работорговля была чрезвычайно прибыльным делом и государство помимо монопольного установления оптовой начальной стоимости захваченных в войне рабов, увеличивало их стоимость при розничной продаже за счет введения высокий налогов на работорговлю. В различное время этот налог  составлял от 20% до 50% от стоимости раба. 
Интересен пункт о зарплате рабам-строителям до половины драхмы в день, свидетельствующий, о том, что некоторые категории рабов помимо обеспечения одеждой, едой и кровом, получали и денежное жалованье. В самом деле, если бы рабы не имели никакого своего имущества и не получали платы за свою работу, то в правовых системах Древнего Мира и не могло появиться нормативных актов регулирующих порядок выкупа рабами самих себя у господина. А такие нормы имелись.
Помимо экономической защиты раба, государство обеспечивало и правовую защиту. Так в правовых системах Древнего Мира действовали нормы, предписывающие обязательное освобождение раба  в случае нанесения ему увечий, даже если таковые были незначительными. А поскольку рабы были чрезвычайно дорогим товаром, рабовладелец хорошо подумает, прежде чем наказывать раба так, что ему мог быть нанесен телесный вред, ведь согласно закону господин автоматически лишался права владеть данным рабом. Такие правовые нормы прописаны и в Библии: Исх 21:26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;27. и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
Также интересен изложенный в этой же главе закон о смерти раба от домашнего животного:  Исх 21:32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Это, конечно же, заставляло господина следить за безопасностью рабов при выполнении ими  некоторых видов деятельности.

Большая часть информации о жестоком обращении с рабами в Древнем Мире относится к периоду заката Римcкой Республики со 150 года  до н.э. и  господства Римской Империи.  К этому времени Рим захватил настолько большие территории, что фактически не стало у него конкурентов в лице других государств. Это привело к притоку такого большого количества рабов на рынок и соответственно их удешевлению, что это позволило рабовладельцам не заботится о жизни и здоровье своих рабов, и усилить их эксплуатацию. Экономический фактор перестал для них быть сдерживающим стимулом против жестокой эксплуатации рабов.
Этот период истории Рима также характерен глубоким  социально-экономическим и политическим кризисом, который сопровождался гражданскими войнами и народными восстаниями с участием большого количества рабов: Первое сицилийское восстание — восстание рабов на острове Сицилия в 135-132 годах до н. э.; Второе Сицилийское восстание — восстание рабов в Сицилии в 104—99 годах до н. э., где поводом к стихийному выступлению рабов стало прекращение устроенной сенатом проверки рабовладельческих хозяйств на предмет наличия среди рабов незаконно отданных в рабство, которая сопровождалась освобождением части рабов; Союзническая война (91—88 до н. э.) -  восстание италийских племён против Рима; Гражданская война 83—82 до н. э.; Восстание Спартака датируемое 73—71 гг. до н. э.; Заговор Катиланы (63 г до н.э.), Гражданская война (49 г до н.э – 42 г. до н.э.), закончившаяся поражением республиканцев в битве при Филиппах.
Этот политический кризис закончился  установлением императорской власти в Риме, основы которой заложил Октавиан Август. Со времени утверждения императорской власти принимается целый ряд юридических мер, направленных к охранению рабов от произвола и жестокости господ. Lex Claudia (47 г. н. э.) даёт свободу тем рабам, о которых господа не заботились во время их болезни. Lex Petronia (67 г.н.э.) запрещает посылать рабов на публичные бои со зверями. Император Адриан запрещает под страхом уголовного наказания самовольное убийство рабов господином, заключение их в тюрьмы, продажу для проституции и гладиаторских игр (121 г.н.э.). Антонин ( 138-161 гг.н.э.) легализировал обычай, позволявший рабам искать спасения от жестокости господ в храмах и у статуй императоров. За убийство раба он предписал подвергать господина наказанию по lex Cornelia de sicariis (согласно Закону Корнелия об убийствах), а в случаях жестокого обращения с рабом — продавать его в другие руки. Им же была запрещена продажа детей и выдача их в качестве заложников при займе денег. Часто практиковавшееся в работорговле изувечивание мальчиков и юношей каралось изгнанием, ссылкой в рудники и даже смертью, независимо от социального статуса преступника. Если покупатель возвращал раба продавцу, то он должен был вернуть и всю его семью: сожительство рабов, таким образом, признавалось семейным браком. Константин I Великий (272-337 гг н.э.) приравнял умышленное убийство раба к убийству свободного человека.
Вышеуказанные правовые нормы не являлись изобретением римского права в поздний период существования империи. Эти нормы в виде законов и обычаев существовали и ранее, например,  в  Древней Греции. В Афинах существовал ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал рабу иметь собственность (то, что в Риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды редко нарушали этот обычай. Признавался брачные союзы  рабов законными. В определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах, Спарте, Аркадии, Фессалии (и т. д.) таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам ( римляне переняли этот обычай и себе). Раб, бежавший под алтарь или даже просто прикоснувшийся к священным предметам, например, лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным. В соответствии с афинскими законами виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убивать; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его продали другому.
В Риме рабы имели обязательные выходные дни, в которые они могли посещать театр и цирк. Примечательным является тот факт, что и в Афинах и в Риме запрещалось рабов выделять из числа свободных граждан какими либо атрибутами, указывающими на его статус раба: ошейники, одежда, клеймо и т.п. Некоторые историки объясняют этот факт как нежелание рабовладельцев, в целях своей безопасности, показать рабам насколько они многочисленны. Но это не правильное объяснение, потому что рабы по ходу службы хозяину и так контактировали с другими рабами, включая рабов, принадлежавших другим хозяевам, и прекрасно представляли себе  истинную численность людей своего статуса.  Традиция клеймить и заковывать в цепи раба относится к периоду рабовладельческих систем в Новое Время, в эпоху так называемого Возрожденияи Просвещения.


Во всех государствах Древнего Мира кроме рабов, принадлежавших частным лицам, были рабы общественные, принадлежавшие государству, или отдельному городу. Они строили улицы и водопроводы, работали на государственных каменоломнях и в рудниках, чистили клоаки, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинского вооружения, веревок, снастей для судов и пр.); они же занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами. Из них же составлялась свита, сопровождавшая каждого провинциального чиновника или полководца на место его должности.
В этой системе выделялся  особый класс рабов -  личные, или домашние рабы. После смерти господина эти рабы, как правило, получали не только свободу, но и часть состояния своего господина, что порой делало их очень  богатыми гражданами.
Различные категории рабов имели и различные возможности: владеть имуществом , иметь семью, заниматься торговлей и ремеслами. В государствах Древнего Мира обязательное всеобщее образование отсутствовало, поэтому некоторым рабам хозяева оплачивали образование или обучение ремеслам, после чего сдавали их в аренду. Для многих простых людей это был единственный способ получить гуманитарное или техническое образование.
Широкое распространение в Древнем Мире (конец 1 тыс до н.э.- начало н.э.)- получил класс вольноотпущенников. Это рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей. Тем не менее, они не были свободными и оставались долгое время зависимыми от своего господина и в случае не выполнения своих обязательств по отношению к нему могли легко снова перейти в статус раба. В Древнем Риме вольноотпущенники получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры (занимать государственные должности) и служить в армии. В Греции они имели права свободных граждан, но с некоторыми ограничениями. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников всё возрастало, особенно в позднюю эпоху. Часто  вольноотпущенникам давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенники были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа в Риме вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Особую роль в Древнем Риме играли императорские вольноотпущенники, составлявшие низший и средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда значительным влиянием в империи. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой и мелкими ремесленниками.

Тема рабства, как системы трудовых отношений, очень обширна, и все аспекты рабовладельческих отношений осветить в рамках одной статьи невозможно. Рабы разделялись на множество категорий по способу приобретения статуса раба, видам выполняемых работ, уровнем содержания, оплатой труда и наличием прав. Приведенных выше данных достаточно, что бы убедится в том, что государство не оставляло рабов на произвол своим владельцам, как это описано в популярной современной истории. Глупо было бы утверждать , что в лексиконе людей того времени понятие «res» (вещь, скот) было совместимо с такими понятиями как «брачный союз», «оплата труда», «наследование имущества», «желание остаться в рабах», «чиновник».
Государство не может не контролировать доминирующую в действующей социально-экономической системе форму  трудовых отношений. Рабы не были субъектом Права, но они были объектом Права и имели реальную правовую защиту со стороны государства. Раб мог иметь права, которые надежно гарантировались и защищались государством.

В Древнем Мире имелись правовые системы, которые обеспечивали беспрецедентно высокий уровень защиты Прав Человека. В Древнем Египете  III-II тыс до н.э. защита Прав Человека обеспечивалась тем, что в египетском праве этого периода  вообще не было понятия "свободный человек". Основой основ древнеегипетского общества были mww njswt — «царские хемуу». Эта категория населения являлась основной в древнеегипетской социальной структуре и без её изучения невозможно составить сколько-нибудь полное представление о египетском социуме вообще. Царские хемуу в эпоху Среднего царства (эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1640 до н. э.) охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. По достижении определённого возраста, они распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали не только в царских и храмовых хозяйствах, но и в частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. Женщины этого же слоя (mwt) были садовницами, пряхами, служанками. На Мюнхенской и некоторых других стелах царские хемуу называются «собственностью», принадлежащей частному лицу. Однако хемуу являлись «рабами» не своего непосредственного господина, а «рабами царя», и только в таком качестве могли быть собственностью (в древнеегипетском понимании) частных лиц. Такой юридический статус рабов  автоматически исключал не только произвол по отношению к ним со стороны рабовладельцев, но и предоставлял определенные социальные гарантии. Именно к периоду Среднего Царства относится  проведение политической реформы Иосифа, подробно описанной в Ветхом Завете.

Иудейское право включает в себя правовые нормы, призванные регулировать рынок труда и поддерживать высокий уровень жизни поданных. К таким относятся:  запрет на кредитование под проценты в рост Лев 25: 35. Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою;36. не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою;37. серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли ; возврат заложенной собственности в семьи (кроме богатых) в каждое пятидесятилетие Лев 25: 28. если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое; предписание обязательного выкупа своего сородича из чужеземного рабства Лев 25: 47. Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,48. то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,49. или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его...; и ограничение рабства иудея сроком не более шести лет Исх 21:2. если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Раб не уходил на волю с пустыми руками Втор 15:13. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми [руками],14. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой.
Иудейское право , как и египетское право в эпоху Среднего Царства, основывалось на отрицании Свободы Личности как ценности вообще и базировалось на принципе Верховенства Божьего Закона - Верховенства Морали: Вы мой народ. Я Господь, который вывел вас из ига египетского.  При этом уровень правовой защиты народа в нем был столь высок, что христианство, имеющее свои корни в Иудаизме, язычники называли «религией рабов». 
Защита Прав Человека является теперь свободным выбором Свободной Личности, который ограничивается ее социальным статусом, который в свою очередь определяется только ее материальным достатком. Нет достатка – нет прав. Либеральное государство не считает своей обязанностью защищать Права Человека. В условиях социально-экономических кризисов уровень правовой защиты большинства  граждан существенно снижается. В современной либеральной системе всегда имеется значительная часть населения, которая неспособна обеспечить себе защиту и реализацию декларируемых законом Прав Человека. В США и Западной Европе, даже на пике своего подъема в 70-80 гг прошлого столетия, эта группа «неграждан» составляла , по официальным данным, от 15 до 25 % от всего населения страны. Сейчас эта цифра выше в разы и продолжает расти.
Современная идеология представляет рабство, как абсолютное зло, аргументируя это тем, что лишение человека личностной свободы делает его якобы бесправным. Связанно это с тем, что для существования вольнонаемных трудовых отношений, которые являются основой современной рыночной экономики, необходимым условием ее существования является возможность свободной текучки кадров. Это не для того что-бы работник имел право когда захочет сменить работодателя. Простые люди слишком зависимы от наличия у них работы, особенно при высоком уровне безработицы. Это для того что-бы работодатель мог когда ему угодно избавиться от работника. Принцип Свободы Личности, как обязательное условие для высокого уровня правовой защищенности человека на самом деле является ложью. Это внутреннее противоречие либерализма, которое компенсируется только за счет воспитания в людях ничем не обоснованной веры в истинность данного идеологического постулата.

В этом и заключается принципиальная разница между понятиями Свобода Личности и Защита Прав Человека.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Sample text

Sample Text

Sample Text

 
Blogger Templates